Сергеева, К. В.
Психологическое сопровождение профессионального становления студентов-естественников как фактор сохранения психического здоровья [] !Otitkn.pft: FILE NOT FOUND! !oizd.pft: FILE NOT FOUND! !ospec.pft: FILE NOT FOUND! !oistaspk_H.pft: FILE NOT FOUND!

Рубрикатор НБУВ:
Тематичні рубрики:


Шифр журнала:

Кл.слова (ненормированные):
психологическое сопровождение -- студенты естественно-географического факультета -- психическое здоровье -- психологічний супровід -- студенти природничо-географічного факультету -- психічне здоров'я
Анотація: Рассмотрены основные проблемы профессионального становления студентов естественно-географического факультета на основе исследования, в котором рассмотрены ряд показателей, характеризующих их отношение к учебно-профессиональной деятельности и его динамику от первого к пятому курсу. Приведено описание разработанной программы психологического сопровождения для студентов этих курсов, куда вошли теоретический курс лекционно-семинарских занятий, практические занятия, включающие диагностические процедуры творческие работы, круглые столы по вопросам реализации специфических знаний в профессиональной деятельности. Выделены пять основных направлений, влияющих на вхождение в учебную группу и профессиональное определение: знакомство с сокурсниками; формирование желания общаться и эффективно взаимодействовать в группе; развитие готовности учиться; выявление профессионально-важных качеств учителя; осознание собственных интересов, способностей и сопоставление их с характеристиками учителя; направления для студентов пятого курса: снижение уровня тревожности; обучение методам саморегуляции психического состояния в стрессовых ситуациях; осознание жизненных перспектив, планирование дальнейшего профессионального становления. На основе сравнения результатов диагностического исследования контрольной и экспериментальной групп после реализации программы психологического сопровождения выявлено ряд различий на каждом этапе обучения. Учитывая всю совокупность факторов, можно утверждать, что разработанная программа способствует сохранению психического здоровья студентов.
Розглянуто основні проблеми професійного становлення студентів природничо-географічного факультету на підставі дослідження, в якому розглянуто ряд показників, що характеризують їх ставлення до навчально-професійної діяльності та його динаміку від першого до п'ятого курсу. Наведено опис розробленої програми психологічного супроводу для студентів цих курсів, куди увійшли теоретичний курс лекційно-семінарських занять, практичні заняття, що включають діагностичні процедури, творчі роботи, круглі столи з питань реалізації специфічних знань у професійній діяльності. Виділено п'ять основних напрямів, що впливають на входження в навчальну групу та професійне визначення для студентів першого курсу: знайомство з однокурсниками; формування бажання спілкуватися й ефективно взаємодіяти в групі; розвиток готовності вчитися; виявлення професійно-важливих якостей вчителя; усвідомлення власних інтересів, здібностей і зіставлення їх з характеристиками вчителя; напрямки для студентів п'ятого курсу: зниження рівня тривожності; навчання методам саморегуляції психічного стану за стресових ситуацій; усвідомлення життєвих перспектив, планування подальшого професійного становлення. На підставі порівняння результатів діагностичного дослідження контрольної й експериментальної груп після реалізації програми психологічного супроводу виявлено ряд відмінностей на кожному етапі навчання: високу стресостійкість, адаптивність і активну життєву позицію. Враховуючи всю сукупність факторів, можна стверджувати, що розроблена програма сприяє збереженню психічного здоров'я студентів.
The article considers some basic problems of modern professional training of future teachers of the natural science cycle. It ascertains some negative tendencies of professional development at higher school, and suggests directions of psychological help to students aimed at preservation of their psychic health. The article describes a program of psychological accompaniment of students in the first and fifth years. !oprip481_H.pft: FILE NOT FOUND!