Danylova T. V. Overcoming the antinomies of human existence: ontology of trickster = Долаючи антиномії людського існування: онтологія трікстера / T. V. Danylova // Антропол. виміри філос. дослідж. : зб. наук. пр.. - 2014. - Вип. 6. - С. 17-23. - Бібліогр.: 12 назв. - англ.Исследован онтологический статус персонажа-трикстера в "Панчатантре" и ее рецепциях. Использована аналитическая методология К. Леви-Стросса, теорию архетипов К. Г. Юнга, а также методологию философской герменевтики. Восприятие мира в форме повествования заложено в самой специфике человеческого мышления. Одним из наиболее известных литературных нарративов, структурировавших культурный опыт разных народов, является обрамленная повесть под названием "Панчатантра" и ее рецепции "Калила и Димна" и "Стефанит и Ихнилат". Рамочное повествование данной книги - это история о взаимоотношениях двух шакалов Каратаки и Даманаки, Льва и Быка. Аллегорические повествования "Панчатантры" восходят к животному эпосу, который имеет в своей основе тотемический миф. Мифы были созданы первобытным мышлением, пытавшимся систематизировать мир, придать ему порядок с помощью бинарных оппозиций, центральной из которых есть "Жизнь - Смерть". Миф оперирует противопоставлениями и стремится их нейтрализовать. Таким образом, миф выступает логическим инструментом преодоления фундаментальных противоречий, которое осуществляется с помощью введения медиатора. Две полярные точки, два крайних члена однозначны, появление двузначности возможно только на промежуточной стадии. Непосредственный переход от одного крайнего члена к другому невозможен, для этого необходим медиатор. В данном нарративе фундаментальная оппозиция "Жизнь - Смерть" замещается ее метафорой - Быком и Львом, травоядным (метафора жизни) и плотоядным (метафора смерти). Эти противоположности преодолеваются с помощью введения в канву повествования медиатора Шакала (Каратака и Даманака) - зооморфного существа, которое питается падалью и имеет двойную природу. Медиатор, преодолевающий или хотя бы смягчающий бинарную оппозицию, воспринимается как компромисс между травоядными и плотоядными, олицетворяющими жизнь и смерть. Медиатор и есть трикстер, персонаж биполярный (добрый и злой одновременно). Трикстер свободно действует в неупорядоченном мире Хаоса, в котором не существует ограничений жизни и смерти. Результатом размыкания циклического времени мифа, развертывания его в линейное время было возникновение персонажей - двойников; единый мифологический образ распадался и становился разными действующими лицами. Возникал феномен событий, на основе которого строились нарративные сюжеты. В "Панчатантре", "Калиле и Димне", "Стефаните и Ихнилате" рассказ о шакалах имеет диалогическую форму и воспринимается как диалог внутри единого образа, то есть на определенном этапе произошло раздвоение единого медиатора. В результате возникли Каратака и Даманака, Калила и Димна, Стефанит и Ихнилат - представители противоположных взглядов, мудро аргументирующие их. Их диалог-спор по сути своей не имеет ни начала, ни конца. Каратака и Даманака являются раздвоением единого синтетического героя - носителя биполярного мировоззрения, который объединяет в себе противоположные принципы бытия. Истинная природа трикстера выступает против любых ограничений, она открыта всему. Трикстер свободно перемещается от одного полюса к другому, он сам конструирует реальность и играет с ней, метафорически преодолевая антиномию жизни и смерти. Індекс рубрикатора НБУВ: Ю21,0 + Ю216
Рубрики:
Шифр НБУВ: Ж74194 Пошук видання у каталогах НБУВ
Повний текст Наукова періодика України
 Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
|