Кравченко И. Ф. Результаты усовершенствования ступени высоконагруженной турбины низкого давления / И. Ф. Кравченко, С. А. Хомылев // Авиац.-косм. техника и технология. - 2019. - № 5. - С. 30-37. - Библиогр.: 15 назв. - рус.Одной из характерных особенностей высоконагруженных турбин низкого давления (ТНД) с низким коэффициентом расхода является реализация больших углов поворота потока в лопаточных венцах, которые имеют достаточно тонкие и сильно изогнутые профили сечений. Такие решетки очень чувствительны к нерасчетным углам натекания потока, особенно к положительным углам атаки. Поэтому эффективность высоконагруженной ТНД сильно зависит от условий ее работы. В то же время по разным причинам в процессе доводки или эксплуатации двигателя рабочие условия могут сильно отличаться от проектных. Поэтому создание робастной конструкции ТНД является актуальной задачей. Рассмотрена расчетная апробация метода повышения устойчивости к большим нерасчетным углам атаки сопловых и рабочих решеток промежуточной ступени высоконагруженной ТНД опытного двигателя путем изменения формы передних кромок. Рассматриваемая турбина была ранее испытана в составе полноразмерного двигателя. Определено, что условия работы ТНД и ее КПД значительно отличаются от расчетных. Численный (CFD) анализ течения показал, что одна из причин низкого КПД - большие углы атаки на лопатки второй ступени, которые в конечном итоге приводят к появлению отрывных течений и росту коэффициентов потерь энергии. Проведена модернизация передних кромок лопаток путем уменьшения радиуса вписанной окружности и локального увеличения угла заострения без изменения базовых профилей. Согласно расчету это позволило существенно улучшить обтекание. Уменьшена интенсивность торможения потока за скачком уплотнения в месте перехода от окружности кромки к поверхности спинки, это позволило устранить или уменьшить интенсивность отрыва потока в лопатках СА и значительно уменьшить коэффициент потерь энергии. Так же было обеспечено более благоприятное течение в лопатках РК, где тоже получено небольшое снижение коэффициента потерь. В результате увеличился КПД исследуемой ступени и ТНД в целом в нерасчетных условиях работы. Данный подход может быть рекомендован как для повышения КПД узла на этапе его опытной доводки, так и при проектировании новых турбин для повышения их робастности. Індекс рубрикатора НБУВ: З353-02
Рубрики:
Шифр НБУВ: Ж24839 Пошук видання у каталогах НБУВ
Повний текст Наукова періодика України
![](/irbis_nbuv/images/info.png) Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
|