Вольченко Н. А. Многофакторный метод подбора фрикционных материалов пар трения тормозных устройств / Н. А. Вольченко, И. О. Бекиш, Е. С. Федотов, П. С. Красин // Проблеми тертя та зношування. - 2019. - № 4. - С. 4-10. - Библиогр.: 6 назв. - рус.Рассмотрена связь работы выхода электронов и ионов с рабочих поверхностей металлополимерных пар трения и их поверхностной температуры от импульсных удельных нагрузок, действующих на пятна контактов микровыступов. Проведен анализ температур, возникающих на поверхностях пятен микровыступов при различных типах контакта в процессе фрикционного взаимодействия. Проиллюстрирувано влияние упругой деформации поверхностных слоев материалов элементов трения и пластических деформаций процессов без и с насыщенной плотностью дислокаций на изменение поверхностной температуры, удельных нагрузок и работу выхода электронов и ионов с рабочих поверхностей металлополимерных пар трения. Приведены усредненные экспериментальные значения трибоэдс для Al, Ni, Fe и Cu. Одной из основных задач трибологии является оценка энергетических характеристик поверхностных слоев пар трения тормозных устройств. Фундаментальной проблемой изучения рабочих поверхностей металлических фрикционных элементов (тормозных шкивов, барабанов и дисков) является контроль параметров, которые связанны между собой термодинамическими соотношениями. Сопоставление величин трибоэдс для всех исследуемых металлов дало возможность составить ряд, в котором всякий последующий металл более электроотрицателен, чем предыдущий. Для эталона из никеля ряд имеет следующий вид: Fe, Mo, Zn, Al, Cu, Ti, Pb. Сопоставление величин от максимальных до минимальных параметров (<$E rho> - плотность; с - теплоемкость; <$E lambda ,~alpha> - коэффициентов теплопроводности и температуропроводности) для всех исследуемых металлов позволило составить ряды. Первый (для <$E rho>): Mo, Cu, Fe, Ni, Pb, Zn, Ti, Al; второй (для с): Al, Ti, Fe, Cu, Ni, Zn, Mo, Pb; третий (для <$E lambda>): Cu, Al, Mo, Zn, Fe, Pb, Ni, Ti; четвертый (для <$E alpha>): Cu, Mo, Zn, Pb, Ni, Fe, Ti. Таким образом, анализ трибоэлектрических характеристик металлов показал, что в сплавах на основе железа, можно ожидать изменение трибоэдс в зависимости от вида легирующих элементов и их количества в сплаве. А многофакторный метод подбора фрикционных материалов пар трения тормозных устройств позволил сформировать ряды по трибоэдс и теплофизических характеристик различных металлов позволяет уменьшить скачки разности потенциалов за счет нового подхода к рецептуре примесных компонентов в металлических фрикционных изделиях. Індекс рубрикатора НБУВ: К446.7-02 + К413 + О12-04
Рубрики:
Шифр НБУВ: Ж63290 Пошук видання у каталогах НБУВ
![](/irbis_nbuv/images/info.png) Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
|