Аксьонов В. С. Амулети з пазурів хижих птахів катакомб Верхньо-Салтівського могильника / В. С. Аксьонов // Археологія. - 2020. - № 2. - С. 84-93. - Бібліогр.: 91 назв. - укp.В научный оборот введена коллекция из когтей хищных птиц и их бронзовых имитаций, обнаруженных в катакомбах раннесредневекового могильника у с. Верхний Салтов. В катакомбах четвертого участка могильника были обнаружены амулеты, сделанные из когтей хищной птицы семейства ястребиных (орел степной - катакомба 30 ВСМ-IV, беркут - катакомба 71 ВСМ-IV). Бронзовые амулеты, имитирующие когти хищных птиц, представлены 13 экземплярами, происходящими из катакомб 15, 36, 60 ВСМ-I, катакомб 13, 37, 67, 96, 99, 119, 137 ВСМ-IV. Бронзовые амулеты в виде когтя, в зависимости от того насколько они реалистично повторяют свои прототипы, разделяются на три вида. Вид 1 (8 экземпляров) представлен изделиями, которые реалистично воспроизводят коготь птицы, благодаря тому, что петелька для подвешивания амулета имитирует сустав в основании когтя. Вид 2 (4 экземпляра) представлен изделиями, которые повторяют форму когтя, но снабжены округлой плоской петелькой, характерной для большинства салтовских бронзовых амулетов. Вид 3 представлен единственным изделием в виде простой изогнутой в виде когтя пластины с пробитым отверстием в верхней части. Комплексы, в которых обнаружены амулеты из когтей хищной птицы и их бронзовые имитации, датируются концом первой четверти IX в. (катакомба 30) - второй половиной IX в. (кат. 15 ВСМ-I, кат. 99, 119, 137 ВСМ-IV). В большинстве случаев амулеты входили в состав инвентаря подростков. Только в катакомбах 96 и 99 они найдены в захоронениях молодых женщин. Амулеты зачастую располагались в районе пояса человека, на правой тазовой кости. Только в катакомбе 13амулет был найден в районе груди погребенного подростка, а в катакомбе 60 - в районе головы. Включение в состав костюма когтей птиц и их имитаций должно было обеспечить защиту человека от воздействия потусторонних сил и получение определенных качеств, являющихся характерной чертой той или иной хищной птицы (зоркость, скорость, быстрота и т. п.). В связи с тем, что в осетинской и шире индоевропейской мифологии, птицы были маркерами верхнего мира, то данные амулеты следует рассматривать как символы солнца, небесного огня, а их ношение связывать с культом солнца. Індекс рубрикатора НБУВ: Т4(45УКР5-4ХАР)4-417 + Т491.7
Рубрики:
Шифр НБУВ: Ж14310 Пошук видання у каталогах НБУВ Додаткова інформація про автора(ів) публікації: (cписок формується автоматично, до списку можуть бути включені персоналії з подібними іменами або однофамільці) Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
|