Duncheva G. V. Fatigue life enhancement of a D16AT aluminum alloy for aircraft components with fastener holes = Повышение усталостной долговечности алюминиевого сплава D16AT для деталей самолета с крепежными отверстиями / G. V. Duncheva, J. T. Maximov, N. Ganev, A. P. Anchev // Проблеми міцності. - 2020. - № 1. - С. 5-22. - Бібліогр.: 29 назв. - англ.Оценена эффективность трех различных методов повышения усталостной долговечности алюминиевого сплава D16AT при наличии деталей с крепежными отверстиями. Объектами сравнительного анализа являются методы расширения отверстия с помощью фрикционного штыря, холодная механическая обработка твердым сердечником и симметричное холодное расширение. Результаты обобщены на основе усталостных испытаний, полученных кривых S - N, дифракции рентгеновских лучей и микроструктурного анализа. При испытаниях на многоцикловую усталость холодное расширение обеспечивает более чем 66-кратное увеличение усталостной долговечности по сравнению с методом холодной механической обработки и более чем 82-кратное по сравнению с методом фрикционного штыря. Посредством рентгеноструктурного анализа установлено, что более высокая эффективность метода холодного расширения обусловлена симметричным распределением (относительно средней плоскости пластины) остаточных кольцевых напряжений вокруг отверстия. С другой стороны, метод механической обработки вызывает значительный градиент распределения остаточных напряжений по толщине пластины, обусловливающий зарождение и распространение угловых усталостных трещин. Показано, что эффективность метода с использованием фрикционного штыря зависит в первую очередь от выделяемого тепла и эквивалентной пластической деформации. Сочетание этих факторов определяет положительные микроэффект модификации микроструктуры непосредственно вокруг отверстия и макроэффект за счет остаточных сжимающих напряжений. Метод холодного расширения следует использовать для предварительного напряжения для крепления отверстий в наиболее нагруженных элементах самолетных конструкций (крылья и фюзеляж) из сплава D16AT, в то время как метод фрикционного штыря - для обработки крепежных отверстий в менее нагруженных элементах. Індекс рубрикатора НБУВ: К233.107 + О53-034
Рубрики:
Шифр НБУВ: Ж61773 Пошук видання у каталогах НБУВ
Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
|