Рябова М. Ю. Художественное пространство повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" / М. Ю. Рябова // Теорет. й приклад. проблеми сучас. філології : зб. наук. пр.. - 2021. - Вип. 12. - С. 185-201. - Библиогр.: 16 назв. - рус.В современном мире подростки все чаще задумываются о своей роли в обществе, о своем предназначении, о самореализации и самовыражении. Внимание привлекает вопрос формирования ценностной системы, на которой в дальнейшем будет строится все их мировоззрение и жизнь. Учитывая многовекторность современного мира, практически полное отсутствие каких-либо нравственных ориентиров, размытие понятий "добра" и "зла", "разрешенного" и "запрещенного" (в нравственном понимании), учащимся средней и старшей школы необходимы примеры высокоморального поведения, изучение ситуаций выбора с вытекающими последствиями действий или бездействия. Богатейший материал для подобных наблюдений дает литература - как украинская, так и зарубежная. Среди писателей, отстаивавших непреходящие нравственные идеалы русского мира, огромное значение имеет А. С. Пушкин. Его произведения - это неисчерпаемый источник примеров нравственного и безнравственного поведения героев, материал для изучения, наблюдения, анализа самых разных жизненных ситуаций. Опора на исконно русские ценности, характерные для украинского народа в том числе, наполняет произведения Пушкина особым смыслом. В статье предлагается детальный анализ художественного пространства повести "Капитанская дочка", разделенного на 4 мира, каждый из которых имеет своих героев и антигероев, свои моральные устои. Такое исследование является актуальным, поскольку в нем приведен пример подачи сложного для восприятия материала в простой, доступной для учеников форме. При анализе каждого из миров показана глубина подтекста повести, переданная с помощью образов-символов. Значение уделено понятию "катарсис" в повести: показано нравственное очищение, перерождение главного героя, обозначена сопричастность читателя всему происходящему. Исследование не претендует на исчерпывающий характер, поскольку Пушкин сампо себе неисчерпаем! В конце статьи обозначены направления дальнейшего исследования повести с точки зрения учителя средней школы. Указано, что одной из важных проблем является проблема сопоставления идеи семьи, семейных ценностей в повести А. Пушкина "Капитанская дочка" и в трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта". Індекс рубрикатора НБУВ: Ш5(4РОС)5-4 Пушкин А. С. 534
Рубрики:
Шифр НБУВ: Ж74512 Пошук видання у каталогах НБУВ
![](/irbis_nbuv/images/info.png) Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
|