РЕФЕРАТИВНА БАЗА ДАНИХ "УКРАЇНІКА НАУКОВА"
Abstract database «Ukrainica Scientific»


Бази даних


Реферативна база даних - результати пошуку


Вид пошуку
Пошуковий запит: (<.>ID=REF-0000810573<.>)
Загальна кількість знайдених документів : 1

Васильев И. Ю. 
Сравнительный анализ эффективности дросселируемых электрических ракетных двигателей постоянной мощности для межорбитальных перелетов на геостационар / И. Ю. Васильев, Б. Н. Кифоренко, Я. В. Ткаченко // Проблемы упр. и информатики. - 2021. - № 6. - С. 66-77. - Библиогр.: 6 назв. - рус.

Осуществление перелетов космических аппаратов (КА) в околоземном пространстве с промежуточных эллиптических орбит на геостационарную с использованием электрических ракетных двигателей (ЭРД) малой тяги стоит в ряду актуальнейших задач современной космонавтики. ЭРД, удельный импульс реактивной струи которых на порядок больше, нежели у химических РД, предпочтительнее для межорбитальных околоземных перелетов с максимальной полезной нагрузкой в случае, когда существенное увеличение длительности маневра является допустимым. Дросселирование тяги РД традиционно рассматривается как один из способов снижения массы двигательной установки и необходимого запаса топлива для выполнения заданного маневра. Использование концепции идеально-регулируемого двигателя обеспечивает получение верхних оценок массы полезной нагрузки межорбитальных перелетов для выбранного уровня мощности. Учет свойств реальных двигателей приводит к необходимости рассмотрения математических моделей с более жесткими ограничениями на управление. Проведено исследование эффективности трех режимов управления тягой ЭРД при выполнении практически интересных перелетов с высокоэллиптических промежуточных околоземных орбит на геостационарные. Построена математическая модель релейного ЭРД постоянной мощности. Сформулирована вариационная задача типа Майера о выполнении заданного динамического маневра космического аппарата для дросселируемого и нерегулируемого двигателя постоянной мощности. С использованием принципа максимума Понтрягина проведен анализ оптимальных управляющих функций, для которых выписаны конечные соотношения, позволившие записать систему дифференциальных уравнений оптимального движения КА, оснащенного релейным двигателем. Полученные численные и качественные результаты исследования эффективности различных режимов управления тягой для увеличения полезной нагрузки заданного орбитального маневра подтвердили корректность математических моделей дросселируемого и релейного двигателей и, в целом, эффективность использования решений осредненных уравнений оптимального движения КА для численного решения соответствующих краевых задач в точной постановке.


Індекс рубрикатора НБУВ: О651

Рубрики:

Шифр НБУВ: Ж26990 Пошук видання у каталогах НБУВ 
Повний текст  Наукова періодика України 
Додаткова інформація про автора(ів) публікації:
(cписок формується автоматично, до списку можуть бути включені персоналії з подібними іменами або однофамільці)
  Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
 
Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського
Відділ наукового формування національних реферативних ресурсів
Інститут проблем реєстрації інформації НАН України

Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського