Васильев И. Ю. Сравнительный анализ эффективности дросселируемых электрических ракетных двигателей постоянной мощности для межорбитальных перелетов на геостационар / И. Ю. Васильев, Б. Н. Кифоренко, Я. В. Ткаченко // Проблемы упр. и информатики. - 2021. - № 6. - С. 66-77. - Библиогр.: 6 назв. - рус.Осуществление перелетов космических аппаратов (КА) в околоземном пространстве с промежуточных эллиптических орбит на геостационарную с использованием электрических ракетных двигателей (ЭРД) малой тяги стоит в ряду актуальнейших задач современной космонавтики. ЭРД, удельный импульс реактивной струи которых на порядок больше, нежели у химических РД, предпочтительнее для межорбитальных околоземных перелетов с максимальной полезной нагрузкой в случае, когда существенное увеличение длительности маневра является допустимым. Дросселирование тяги РД традиционно рассматривается как один из способов снижения массы двигательной установки и необходимого запаса топлива для выполнения заданного маневра. Использование концепции идеально-регулируемого двигателя обеспечивает получение верхних оценок массы полезной нагрузки межорбитальных перелетов для выбранного уровня мощности. Учет свойств реальных двигателей приводит к необходимости рассмотрения математических моделей с более жесткими ограничениями на управление. Проведено исследование эффективности трех режимов управления тягой ЭРД при выполнении практически интересных перелетов с высокоэллиптических промежуточных околоземных орбит на геостационарные. Построена математическая модель релейного ЭРД постоянной мощности. Сформулирована вариационная задача типа Майера о выполнении заданного динамического маневра космического аппарата для дросселируемого и нерегулируемого двигателя постоянной мощности. С использованием принципа максимума Понтрягина проведен анализ оптимальных управляющих функций, для которых выписаны конечные соотношения, позволившие записать систему дифференциальных уравнений оптимального движения КА, оснащенного релейным двигателем. Полученные численные и качественные результаты исследования эффективности различных режимов управления тягой для увеличения полезной нагрузки заданного орбитального маневра подтвердили корректность математических моделей дросселируемого и релейного двигателей и, в целом, эффективность использования решений осредненных уравнений оптимального движения КА для численного решения соответствующих краевых задач в точной постановке. Індекс рубрикатора НБУВ: О651
Рубрики:
Шифр НБУВ: Ж26990 Пошук видання у каталогах НБУВ
Повний текст Наукова періодика України Додаткова інформація про автора(ів) публікації: (cписок формується автоматично, до списку можуть бути включені персоналії з подібними іменами або однофамільці) ![](/irbis_nbuv/images/info.png) Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
|