Филипковский С. В. Моделирование динамического воздействия авиационного двигателя на крыло самолета при отрыве лопатки вентилятора / С. В. Филипковский, В. С. Чигрин, А. А. Соболев, Л. А. Филипковская // Авіац.-косм. техніка і технологія. - 2021. - N 4 (спец. вип., ч. 1). - С. 68-73. - Библиогр.: 7 назв. - рус.Одним из требований к проектируемому самолету является способность продолжить полет и совершить посадку при поломке одного из двигателей. Одним из расчетных случаев поломки двигателя является отрыв лопатки вентилятора. Это явление вызывает большие вибрации как самого двигателя, так и конструкции самолета. Разработаны расчетные модели и методы исследования колебаний двигателя с повреждением в виде отрыва лопатки; проведены численные исследования нестационарных колебаний двигателя, подвешенного на пилоне. При этом рассмотрен следующие варианты нагрузок: работа двигателя с дисбалансом вентилятора до отключения, которое выполняет летчик; резкое торможение и заклинивание ротора вентилятора в результате поломки передней упругой опоры ротора, которое может произойти при отрыве лопатки; торможение ротора после отключения двигателя. Передние опоры роторов - шариковые подшипники, установленные в упругих элементах "беличье колесо". Шариковый подшипник моделируется жестким шарниром. Снаружи упругого элемента расположены две тонкостенные обечайки, являющиеся промежуточными силовыми элементами. При увеличении дисбаланса ротора вентилятора выбирается зазор в масляном демпфере, корпус демпфера садится на обечайки, включая в работу их жесткость. Таким образом, характеристика жесткости опоры является билинейной. Коэффициенты жесткости упругого элемента "беличье колесо" и обечаек передней опоры определены методом численного моделирования. Ротор вентилятора моделируется твердым телом на подшипниковых опорах. Статор двигателя моделируется твердым телом на упругой подвеске. Пилон и элементы упругой подвески двигателя моделируются балками переменного сечения, работающим одновременно на растяжение, кручение и изгиб. Выполнен численный анализ переходных процессов колебаний двигателя Д-436-148ФМ на пилоне самолета Ан-178. В том числе рассмотрен наиболее опасный случай повреждения - поломка подшипниковой опоры после отрыва лопатки вентилятора. Результаты расчетов приведены в виде графиков зависимостей от времени сил в подшипниковых опорах и шарнирах крепления двигателя. Індекс рубрикатора НБУВ: О551-082.03
Рубрики:
Шифр НБУВ: Ж24839 Пошук видання у каталогах НБУВ Повний текст Наукова періодика України
Якщо, ви не знайшли інформацію про автора(ів) публікації, маєте бажання виправити або відобразити більш докладну інформацію про науковців України запрошуємо заповнити "Анкету науковця"
|