Бази даних

Наукова електронна бібліотека - результати пошуку

Mozilla Firefox Для швидкої роботи та реалізації всіх функціональних можливостей пошукової системи використовуйте браузер
"Mozilla Firefox"

Вид пошуку
Сортувати знайдені документи за:
авторомназвоюроком видання
Формат представлення знайдених документів:
повнийстислий
 Знайдено в інших БД:Автореферати дисертацій (115)Реферативна база даних (516)Книжкові видання та компакт-диски (62)Журнали та продовжувані видання (1)
Пошуковий запит: (<.>K=МОДУС$<.>)
Загальна кількість знайдених документів : 10
Представлено документи з 1 до 10

   Тип видання:   наукове видання   
1.

Гуссерль, Э.
Собрание сочинений [Електронний ресурс] : в 3 т. : пер. с нем. / Э. Гуссерль. - М. : Гнозис : Логос : Дом интеллектуальной книги, 1994-2001

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Т.I : Феноменология внутреннего сознания времени. - 1994. - 162 с.

Т. III (1) : Логические исследования. - 2001. - 471 с.


Эдмунд Гу́ссерль (нем. Edmund Husserl, 8 апреля 1859, Просниц, Моравия (Австрия) — 26 апреля 1938, Фрайбург) — немецкий философ, основатель феноменологии. В феноменологической редукции, то есть при выключении естественного мира, и космическое время сменяется феноменологическим — необходимой формой переживания и «необходимой формой, связывающей переживания с переживаниями», — подобно тому как «пространственная „протяженность… физического объекта» сменяется «„простертостью, принадлежной к имманентной сущности такого-то конкретного содержания ощущения (например, визуального в поле визуальных данных ощущения)». Это «время с его модусами данности: „теперь, „до, „после, модально определяемые „одновременно, „одно после другого и т. д., — это время не измерить ни положением солнца, ни с помощью часов, ни какими-либо средствами физики». Сознание внутреннего времени — форма синтеза сознания.



Кл.слова:
феноменологія -- епістемологія -- гносеологія

   Тип видання:   монографія   
2.

Фромм, Э.
Иметь или быть [Електронний ресурс] / Э. Фромм. - М. : АСТ, 2000. - 389 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Основоположник неофрейдизма Э.Фромм рассказывает в работах, собранных в этой книге, о том, как преображается внутренний мир человека. Пациент приходит к врачу и вместе они блуждают по закоулкам памяти, в глубинах бессознательного, чтобы обнаружить спрятанные тайны. Все существо человека проходит через потрясение, через катарсис. Стоит ли заставлять пациента переживать заново жизненные катаклизмы, детские боли, завязи мучительных впечатлений? Ученый развивает концепцию о двух полярных модусах человеческого существования - обладании и бытии. Книга предназначена для широкого круга читателей



Кл.слова:
неофрейдизм -- психоаналіз

   Тип видання:   підручник   
3.

Гатальська, С. М.
Філософія культури [Електронний ресурс] : підручник / С. М. Гатальська. - К. : Либідь, 2005. - 328 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Підручник, що не має аналогів на видавничому просторі України, створений за матеріалами університетського курсу, який читається автором у Київському національному університеті імені Тараса Шевченка, Міжнародному Соломоновому університеті; він апробований також у Національному університеті «Києво-Могилянська Академія». Обраний автором проблемний метод викладу матеріалу дає можливість простежити в розвитку філософії культури історію її певних проблем: типології культури та її цивілізаційних форм; архетипно-традиційного, міфічного та символічного як найуніверсальніших модусів буття культури в знаку; порівняння як основи діалогічних відношень у культурі та інтертекстуальності як принципу породження та динамізації тексту культури тощо. Розрахований на студентів філософських факультетів і представників інших гуманітарних дисциплін.



Кл.слова:
метод -- культура

   Тип видання:   монографія   
4.

Разинов, Ю. А.
Я как объективная ошибка [Електронний ресурс] / Ю. А. Разинов. - Самара : Изд-во "Самарский университет", 2002. - 260 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В книге делается попытка анализа онтологического статуса Я на основе фигуры радикальной нехватки и концепций децентрированно- го, дивидного, расщепленного и «пустого» субъекта. Деконструкция понятия «стабильного» и субстанциально обеспеченного эго осуществляется путем анализа феноменов самоиндульгирования (потакания себе), ячества (ультра-манифестации) и гиперобъективации собственного присутствия в мире. В центре внимания автора - существование человека в сложной постмодернистской ситуации семиотического «провала», упразднения тождеств, экзистенциальных трещин и расщепления мира на фрагменты, когда человеку, не смотря на это, необходимо принимать решения, действовать, согласовывать свои представления с представлениями других и т.д. В этой связи автором предлагается оригинальная разработка принципа объективной ошибки, который понимается как прагматический принцип сознательно-условного восстановления целостности символического порядка, в структурах которого человек пребывает и сбои в котором он периодически испытывает. В более широком смысле принцип объективной ошибки интерпретируется как modus vivendi, как некий принцип практического выживания человека в «сумеречную эпоху постпросвещения» (П.Слотердайк) в модусе «как если бы». Экспозиции этого модуса осуществляется на основе метафоры «улыбка авгура», которая одновременно выражает как признание социального порядка, так и готовность ускользания за его пределы. Рекомендуется в качестве учебного пособия по спецкурсу и предназначено для философов, психологов и социологов.



Кл.слова:
самоіндульгування -- ультраманіфестація

   Тип видання:   монографія   
5.

Разинов, Ю. А.
Метафизика кривых троп [Електронний ресурс] : очерки об экзистенциальной природе истины и заблуждения / Ю. А. Разинов. - Самара : Изд-во "Самарский университет", 2011. - 308 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Книга представляет серию очерков, посвященных экзистенциальным аспектам истины и заблуждения. Притом что автор рассматривает, казалось бы, «классические» вопросы, его интересуют способы существования человека в культурном пространстве с «нарушенной» топологией смысла. В центре внимания — ситуация, когда движение к истине осуществляется способом искривления, усложнения и замедления пути. Авторская мысль нацелена на сокровенность присутствия, в котором невидимым образом сопрягаются истина и ложь. В этой связи подвергается критическому анализу традиционное - эпистемологическое — истолкование заблуждения в смысле неудачи познавательного акта или «недоразумения», природа которого заключена в неверном использовании ума. Блуждание и заблуждение трактуются как основной модус присутствия (экзистенциал), характеризующий социальное и историческое бытие человека. Размышляя о сущностном богатстве ложного, автор представляет его как феномен сокрытия и отклонения. Сама повседневность предстает как арена игры взаимных сокрытий и обмена ложью. При этом в многообразных модусах лжи: от болтовни и красноречия до забвения и самообмана — усматривается позитивное значение.



Кл.слова:
омана -- помилка -- екзистенціалізм

   Тип видання:   наукове видання   
6.

Гуревич, П. С.
Проблема целостности человека [Електронний ресурс] / П. С. Гуревич. - М. : РАН Институт философии, 2004. - 178 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Мжнноли uелостно толковать тот или иной предмет. который сам по себе не ивлиетси унитарным, единым, неразрозненным? Что такое целостность и цельность? Целостен ли человек? Автор показывает. что в истории философии были разные ответы на эти вопросы. Проблема целостности человека - это не вопрос о комплексном изучении человека. Это проблема его сушествовании. бытии. предназнаении в мире. Быть целостным - это означает обрести полноту существовании. раскрыть человеческий потенциал. Целостность не задана человеку. она обретаетси им. Автор освешает такие вопросы философской антропологии. как человеческая природа, человеческое бытие, модусы человееского существовании, авантюры человеческого саморазвития.



Кл.слова:
сучасна філософія -- антропологія -- проблеми філософії

   Тип видання:   науково-популярне видання   
7.

Чеснов, Я. В.
Телесность человека: философско-антропологическое понимание [Електронний ресурс] / Я. В. Чеснов. - М. : ИФ РАН, 2007. - 213 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Коммуникативное тело открыто миру, оно «разомкнуто» и существует в модусах внутреннего и внешнего тела. Тело имеет средства выражать себя, оно сценично. В направленности в мир возникает этос телесности. Такое тело создает особые способы бытования: миф о встрече с богиней и миф о титанах, выступает ментальным обликом человека, загадочной маской или марионеткой, создает идеал женской красоты, порождает витальность и долголетие. В последней главе дан философско-антропологический анализ мифа о Прометее и его кавказских вариантах, собранных и впервые вводимых автором в научный оборот. Показано, что благодаря телесности люди обретают не только субъективность, но и аристократизм человеческого достоинства. Книга рассчитана на всех, кто интересуется философской антропологией и особенно проблемой жизнедеятельности человека.



Кл.слова:
душа -- тіло

   Тип видання:   наукове видання   
8.


Эстетика на переломе культурных традиций [Електронний ресурс] / отв. ред. Н.Б. Маньковская. - М. : ИФ РАН, 2002. - 237 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Книга посвящена остро актуальной проблеме трансформации художественно-эстетической парадигмы в XX–XXI вв., специфике перехода от классики к нонклассике, а затем — к постнеклассическому модусу как в теоретическом плане, так и в самой художественной практике. В работе анализируется проблема саморефлексии неклассической эстетики, связанная с ее предметом, понятийным аппаратом, методологией исследования художественной культуры. В этом ракурсе рассматриваются вопросы перехода от модернизма к пост- и постпостмодернизму, от структурализма — к постструктурализму, от искусства к арт-практикам. Выявляются особенности новых креативных установок в кино, фотографии, интернете, музыке, литературе. Обсуждается проблематика эстетического ядра и периферии (маргинальность в эстетике и искусстве).



Кл.слова:
традиція -- культура

   Тип видання:   наукове видання   
9.

Гиренок, Ф. И.
Ускользающее бытие [Електронний ресурс] / Ф. И. Гиренок. - М. : ИФРАН, 1994. - 220 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Если бытие ускользает, то что остается? Вот вопрос, ответ на который составляет смысл данной книги. В ней прокладываются тропинки к бытию не со стороны присутствия (или отсутствия), а изнутри ускользания всякой определенности. В круге доопределений кружит человек, цивилизация, экология, наука. Книга предназначена для философов и тех, кто сознает бытие в модусе ускользающего что.



Кл.слова:
людина -- природа -- цивілізація

   Тип видання:   науково-популярне видання   
10.
 


Спиноза, Бенедикт.
Избранные произведения [Електронний ресурс] : в 2 т. / Бенедикт Спиноза. - Москва : Государственное издательство политической литературы, 1957

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Т. 1. - 1957. - 649 с.

Т. 2. - 1957. - 727 с.


Двухтомное издание сочинений Спинозы включает все его философские и социологические произведения, переводы которых в разное время появлялись на русском языке до 1957 года. Его философская система основалась на идее абсолютного монотеизма, но по иронии судьбы он в представлении множества людей остается атеистом. Иудей по рождению, он впоследствии принял христианство, но как иудеи, так и христиане преследовали его, считая вольнодумцем. Один из самых значительных философов всех времен, Бенедикт Спиноза является спорной и загадочной фигурой в истории мысли, а также и один из величайших философов, угубляющий онтологическое познание мира. Он впервые обосновал тождество Бога=субстанции=природы, которое в гегелянской философии нашло свою развернутую (абсолютную) форму. В своем основном сочинении - Этика (ч. 1) - философ дает обстойное изложение некоторых из важнейших понятий классической метафизики после Аристотеля - субстанция и ее самодовлеющая сущность, атрибут, модус, причина самого себя, бесконечность и т. д. Начиная философствовать как интерпретатор Картезианской онтологии, Спиноза развил ее, устраняя дуализм Декартового понимания субстанции (две независимые - материальная и духовная), но ввиду неподвижности и тромавой монолитности спинозисткой субстанции Лейбниц позже разбил ее на безкрайное множество субстанций: монады. Нельзя понять онтологию нового времени без серьёзного изучения философии Спинозы.



Кл.слова:
класична філософія -- пантеїзм -- субстанція -- модус -- атрибут
 

Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського