Бази даних

Наукова електронна бібліотека - результати пошуку

Mozilla Firefox Для швидкої роботи та реалізації всіх функціональних можливостей пошукової системи використовуйте браузер
"Mozilla Firefox"

Вид пошуку
у знайденому
Сортувати знайдені документи за:
авторомназвоюроком видання
Формат представлення знайдених документів:
повнийстислий
 Знайдено в інших БД:Віртуальна довідка (3)Автореферати дисертацій (130)Реферативна база даних (637)Книжкові видання та компакт-диски (203)Журнали та продовжувані видання (5)
Пошуковий запит: (<.>K=РОМАНТИЗМ$<.>)
Загальна кількість знайдених документів : 43
Представлено документи з 1 до 20
...

   Тип видання:   наукове видання   
1.

Schmitt, C.
Political Romanticism [Electronic resource] / C. Schmitt. - Cambridge : The MIT Press, 1986. - 168 p.
Переклад назви: Політичний романтизм

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


A pioneer in legal and political theory, Schmitt traces the prehistory of political romanticism by examining its relationship to revolutionary and reactionary tendencies in modern European history. Both the partisans of the French Revolution and its most embittered enemies were numbered among the romantics. During the movement for German national unity at the beginning of the nineteenth century, both revolutionaries and reactionaries counted themselves as romantics. According to Schmitt, the use of the concept to designate opposed political positions results from the character of political romanticism: its unpredictable quality and lack of commitment to any substantive political position. The romantic person acts in such a way that his imagination can be affected. He acts insofar as he is moved. Thus an action is not a performance or something one does, but rather an affect or a mood, something one feels. The product of an action is not a result that can be evaluated according to moral standards, but rather an emotional experience that can be judged only in aesthetic and emotive terms. These observations lead Schmitt to a profound reflection on the shortcomings of liberal politics. Apart from the liberal rule of law and its institution of an autonomous private sphere, the romantic inner sanctum of purely personal experience could not exist. Without the security of the private realm, the romantic imagination would be subject to unpredictable incursions. Only in a bourgeois world can the individual become both absolutely sovereign and thoroughly privatized: a master builder in the cathedral of his personality. An adequate political order cannot be maintained on such a tolerant individualism, concludes Schmitt.



Кл.слова:
політика

   Тип видання:   художня література   
2.
 


Іздрик, Юрко.
Подвійний Леон. Іsтоrія хвороби [Електронний ресурс] / Ю. Іздрик. - Івано-Франківськ : Лілея-НВ, 2000. - 166 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Остання частина своєрідної трилогії, яку разом із «Подвійним Леоном» складають дві попередні книги Іздрика — «Острів Крк» та «Воццек». Пошуки власного «я» та ненастанні мовні експерименти відтворюють «історію хвороби» головного героя, яка тісно переплітається з історією його кохання і є, по суті, ще однією інтерпретацією Історії як такої. Високий романтизм та нещадна іронія, філософські забави і чорний гумор — ось компоненти, з яких автор готує свій черговий текстовий коктейль.



Кл.слова:
українська література -- сучасна література

   Тип видання:   наукове видання   
3.


Історія українського мистецтва [Електронний ресурс] : у 5 т. / голов. ред. Г. Скрипник ; Національна академія наук України, Інститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології ім. М. Т. Рильського. - К. : [б. в.], 2007-2011

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Т. 1 : Мистецтво первісної доби та стародавнього світу. - 2008. - 710 с.

Т. 2 : Мистецтво середніх віків. - 2010. - 1296 с.

Т. 3 : Мистецтво другої половини XVI - XVIII ст.. - 2011. - 1088 с.

Т. 5 : Мистецтво XX ст.. - 2007. - 1048 с.


У першому томі автори поставили за мету реконструювати цілісний образ найдавніших етапів мистецького життя на українських землях, переважно на прикладі тих артефактів, що постали на них та збереглися до наших днів. У ній представлено мистецтво пізньопалеолітичного населення України, енеолітичної людності (зокрема, подано неперевершеної майстерності зразки кераміки носіїв трипільської культури; репрезентовано пам’ятки образотворчості народів бронзової доби, кімерійців, скіфів, сарматів (особливо вишукані ювелірні (золоті й срібні) вироби – чаші, пекторалі, амфори, золоті оздоби парадного вбрання, рельєфні зображення сюжетів і сцен зі скіфського життя, кам’яні скульптури тощо). Розлогі розділи тому присвячені образотворчому мистецтву та художнім ремеслам населення античних держав Північного Причорномор’я, культурна традиція яких мала безпосередній вплив на мистецькі процеси на цих територіях у наступні епохи. Чи не вперше розглянуто в контексті історії мистецтва пам’ятки кельтського населення та латенізованих культур. Значно повніше висвітлено культурну спадщину праслов’янського й готського населення українських земель тощо.

Другий том “Історії українського мистецтва” присвячено історії художніх процесів на українських теренах у добу середньовіччя (кінець ІV/VI – XV/середина XVI). Важливим наміром авторів та упорядників стало висвітлення родоводу та стильових особливостей вітчизняного мистецтва, його видової специфіки. У дослідженнях архітектури, монументальної скульптури, мозаїк, фресок, іконопису, оздоблення рукописної книги, художніх ремесел окреслено риси, які й нині маркують процес творення українського світу.

У третьому томі “Історії українського мистецтва” висвітлюються розвиток, жанрове й стильове розмаїття української архітектури, образотворчого та декоративного мистецтва козацько-гетьманської доби, що охоплює фактично три століття – XVI, XVII, XVIIІ, національні варіанти європейських стилів ренесансу й бароко, які стали набутком більшості визначних пам’яток, розглянутих у цьому виданні.

Глибоким філософським осмисленням та форматним осягненням вирізняються розділи праці, присвячені мистецькій спадщині ХІХ ст. – періоду, коли українська національна культура виявила неабияку життєстійкість, витворивши за вкрай складних соціополітичних умов довершені мистецькі твори, «зуміла розвинути більшість сучасних видів мистецтв, а в багатьох із них створити класичні цінності і дати імена світової міри». Автори розділів слушно зауважують, що мистецька спадщина цієї епохи формувалася й визрівала в чужинському культурному середовищі та під тиском нових суспільно-політичних реалій, що спричиняли розмежування між культурою народною та панівних верств, динамічну зміну стильових напрямів – перехід від бароко до романтизму та реалізму. Дослідники чи не вперше в мистецтвознавстві пострадянського періоду залучають до аналізу українського образотворення нові імена художників та архітекторів, нові реалії та здобутки малярської і будівельної спадщини, розглядаючи в контексті українського мистецького процесу як пам’ятки, що виникли в Україні і на питомо українському ґрунті, так і ті мистецькі явища, що хоча й творилися поза Україною, проте тематикою і змістом стосувалися української культурної традиції та історії.

5-й том, присвячений мистецтву ХХ століття, є, власне, першою спробою накреслити і дати об’єктивну оцінку основним процесам, що відбувалися впродовж усього минулого століття в художньому житті на теренах нашої країни, намаганням відтворити цілісну картину мистецького життя, що розвивалося в контексті загальноєвропейського художнього процесу, єдиному річищі світового художнього розвитку.



Кл.слова:
образотворче мистецтво -- монументальна скульптура -- декоративно-вжиткове мистецтво

   Тип видання:   художня література   
4.

Байрон, Джордж Ґордон.
Мазепа [Електронний ресурс] : поема : пер. з англ. / Д. Ґ. Байрон ; Український літературно-мистецький клюб. - Детройт : Ґлобус, 1959. - 48 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


«Мазе́па» (в оригіналі з двома p — «Mazeppa») — романтична поема Джорджа Байрона, написана ним в Венеції (Італія) з 2 квітня 1817 по 26 вересня 1818 роки, опублікована в 1819 р.



Кл.слова:
англійська література -- романтизм -- історія України

   Тип видання:   художня література   
5.

Белькампо
Заморожений феєрверк [Електронний ресурс] : пер. з нідер. / Белькампо. - К. : Юніверс, 2006. - 203 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Белькампо (справжнє прізвище Герман Пітер Шенфельд Віхерс, 1902 - 1990) за синтезом ексцентричного мислення та індивідуальністю художнього методу стоїть цілком окремо від усіх нідерландських письменників. Він продовжує класичну традицію німецького романтизму, зокрема Е. Т. А. Гофмана. Навіть свій псевдонім письменник запозичив у одного з персонажів його роману "Еліксир сатани" - П'єтро Белькампо. "Останній шукач пригод у нідерландській літературі" - так сьогодні називають співвітчизники письменника, якого критик порівнюють з Кафкою і чия творчість за життя несправедливо була недооцінена.



Кл.слова:
нідерландська література -- белетристика

   Тип видання:   підручник   
6.

Бохенский, И. М.
Современная европейская философия [Електронний ресурс] / И. М. Бохенский. - М. : Изд-во иностранной литературы, 1959. - 288 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Эта книга преследует двоякую цель. Во-первых, ее задачей является дать читателю-неспециалисту общее руководство по современной философии; во-вторых, я надеюсь, что читатели, ознакомившиеся с таким общим обзором, получат возможность перейти к более систематическому самостоятельному изучению. Оба эти соображения побудили меня приняться за данную работу. Чтобы облегчить это изучение текстов, я сопроводил книгу обширной библиографией. Если мне удастся пробудить в читателе интерес к подробному изучению современной философии и указать ему путь к этому, то моя задача выполнена. Эта книга является результатом лекций, прочитанных мною американским военным слушателям в течение зимнего семестра 1945/46 года. Этим можно объяснить некоторые ее недостатки, и в особенности несовершенство формы и способа выражения. Выбор из обширного материала современной философии основывался на следующих принципах. Рассматривались только английские, французские и немецкие философы; исключение было сделано лишь для ограниченного числа особенно выдающихся случаев (диалектический материализм, Кроче, Джемс, Дьюи). Но даже в этих пределах невозможна была попытка дать исчерпывающую картину философии каждой страны. Я должен был довольствоваться упоминанием лишь тех школ и философов, которых я считал особенно характерными. Кроме того, я не мог и пытаться дать полный обзор каждого современного философского течения (тем более каждого философа); я мог лишь в общем наметить основные линии современной мысли. В изложении я старался, насколько возможно, выявить единство различных частей работы каждого автора и особенно много усилий приложил к тому, чтобы наряду с самим учением воспроизвести метод автора, его манеру выражения и ход развития его мыслей. Сохранить особенность каждой работы было первоочередной заботой, что требовало различной терминологии для каждой главы. Так, я не считал возможным или уместным отбрасывать яркую образность языка Бергсона и Марселя и в то же время воспроизводить сухой стиль Хейдеггера во всей его педантичной точности. Вследствие этого каждая из глав обладает совершенно различной степенью трудности. Я советую начинающему пропустить при первом чтении трудные главы о неокантианстве, Гуссерле, Хейдеггере и Уайтхеде и довольствоваться сначала чтением вводных и заключительных разделов. Чтобы сделать книгу более полезной, мною приложена к ней библиография, содержащая довольно полный список произведений каждого автора — которому уделяется особая глава,— вместе с подбором соответствующей литературы. В связи с этим я избегаю ссылок на данную литературу в самом тексте и советую обращаться к самим произведениям. Именно из них и нужно исходить, чтобы избежать опасности ложных и необоснованных истолкований.



Кл.слова:
романтизм -- критика науки -- феномен

   Тип видання:   життєпис   
7.

Василенко, Н. П.
О.М. Бодянский и его заслуги для изучения Малороссии [Електронний ресурс] / Н. П. Василенко. - Кіевъ : Типографія Императарскаго Университета св. Вдадиміра, 1904. - 244 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Постать видатного українського історика, археографа, філолога, перекладача та письменника Осипа Максимовича Бодянського займає гідне місце у національній культурі XIX ст. Незважаючи на заняття славістикою, він приділяв увагу українознавчим студіям протягом усього життя. В 30-х - 50-х pp. його літературно-естетичні й наукові погляди розвивались у руслі романтизму. Як і в інших представників цього напряму, творчість О.М.Бодянського наснажувалася палким українським патріотизмом, любов'ю до рідної мови, історії, звичаїв та фольклору. “В наше время всеобщего стремления к самобытности, -розпочинав він свою магістерську дисертацію, - все почти народы, особенно европейцы, хотят жить жизнью в полном смысле им принадлежащею, вытекающею из собственных их недр, слагающеюся из совокупности всех стихий человеческого бытия, коими навсегда устанавливается физиономия народа, резко и метко отличающая его от его соседей и прочих народов; короче, хотят быть независимыми, истинно народными”. Однак захоплення культурною самобутністю й неповторним минулим українців супроводжувалось у свідомості вченого почуттям загрози зникнення національної культури, втрати історичної пам'яті народу. Щоб запобігти цьому, Осип Максимович вивчав українську мову, збирав пам'ятки фольклору, розробляв історичну тематику, активно видавав різноманітні джерела, зокрема літописи.



Кл.слова:
історія науки -- вчений -- філологія

   Тип видання:   науково-популярне видання   
8.

Гамильтон, Э.
Мифы и легенды Греции и Рима [Електронний ресурс] : пер.с англ. / Э. Гамильтон. - М. : Центрполиграф, 2009. - 354 с.

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Наиболее полное собрание мифов и легенд о богах и героях Древнего мира,потрясающих и восхищающих образностью, яркостью и романтизмом. Греческие и римские боги, герои Троянской войны, происхождение названий созвездий – об этом, а также о событиях, которые стали поводом для поиска новых форм и создания знаменитых произведений в науке, литературе, музыке и живописи, вы узнаете из этой замечательной книги.



Кл.слова:
язичництво -- фольклор -- античність

   Тип видання:   науково-популярне видання   
9.

Гамильтон, Эдит.
Мифы и легенды Греции и Рима [Електронний ресурс] / Эдит Гамильтон. - М. : Центрполиграф, 2009. - 464 с.

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Наиболее полное собрание мифов и легенд о богах и героях Древнего мира, потрясающих и восхищающих образностью, яркостью и романтизмом. Греческие и римские боги, герои Троянской войны, происхождение названий созвездий - об этом, а также о событиях, которые стали поводом для поиска новых форм и создания знаменитых произведений в науке, литературе, музыке и живописи, вы узнаете из этой замечательной книги.



Кл.слова:
епос -- фольклор -- античність -- міфологія

   Тип видання:   наукове видання   
10.

Гегель, Г. В. Ф.
Сочинения [Електронний ресурс] / Г. В. Ф. Гегель. - М. : АН СССР. Ин-т философии, 1929-1959

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Т. 1 : Энциклопедия философских наук. Ч. 1: Логика. - 1929. - 369 с.

Т. 2 : Философия природы. - 1934. - 683 с.

Т. 3 : Энциклопедия философских наук. Ч. 3: Философия духа. - 1956. - 371 с.

Т. 4 : Система наук. Ч. 1: Феноменология духа. - 1959. - 440 с.

Т. 5 : Наука логики. - 1937. - 717 с.

Т. 6 : Наука логики. Ч. 2. - 1939. - 387 с.

Т. 7 : Философия права. - 1934. - 380 с.

Т. 8 : Философия истории. - 1935. - 470 с.

Т. 9 : Лекции по истории философии. Кн. 1. - 1932. - 315 с.

Т. 10 : Лекции по истории философии. Кн. 2. - 1932. - 454 с.

Т. 11 : Лекции по истории философии. Кн. 3. - 1935. - 528 с.

Т. 12 : Лекции по эстетике. Кн. 1. - 1938. - 471 с.

Т. 13 : Лекции по эстетике. Кн. 2. - 1940. - 362 с.

Т. 14 : Лекции по эстетике. Кн. 3. - 1958. - 440 с.


Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.



Кл.слова:
філософія природи -- логіка

   Тип видання:   художня література   
11.
 


Гете, Йоганн Вольфганг.
Твори [Електронний ресурс] / Й. В. Гете. - Київ : Дніпро, 1982. - 311 с.. - (Вершини світового письменства ; т. 41)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


До книги творів великого німецького поета Йоганна Вольфганга Гете (1749—1832) ввійшли дві найвідоміші його п’єси «Гец фон Берліхінген із залізною рукою», «Егмонт» і роман «Страждання молодого Вертера» (у романі на тлі картини німецької дійсності змальовані драматичні особисті переживання головного героя – Молодого Вертера, який закоханий у дівчину, що заручена з іншим…)



Кл.слова:
драматургія -- романтизм -- німецька література

   Тип видання:   наукове видання   
12.
 


Голосовкер, Я. Э.
Избранное: Логика мифа [Електронний ресурс] / Я. Э. Голосовкер. - М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2010. - 499 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Яков Голосовкер (1890-1967) - известный филолог, философ и переводчик. Его отличает мощное тяготение к двум культурным эпохам: Элладе и немецкому романтизму. Именно в них он видел осязаемое воплощение единства разума и воображения. Поиск их нового синтеза предопределил направленность его философского творчества, круг развитых им идей. Мысли Голосовкера о культуре, о природе культуры вписываются в контекст философских исканий в Европе в XX веке. Его мысль о естественном происхождении культуры как способности непосредственно понимать и создавать смыслы, о том, что культура «эмбрионально создана самой природой» представляет интерес для современного исследователя. Философские и теоретические идеи известного русского мыслителя XX века Голосовкера приобретают особое звучание в современном научном дискурсе. В том вошли следующие работы: «Имагинативный Абсолют», «Достоевский и Кант», «Миф моей жизни» и др., а также статьи А. П. Каждана, Н. И. Конрада, С. О. Шмидта, Е. Б. Рашковского и М. А. Сиверцева о Голосовкере. Издание работ Якова Голосовкера - известного специалиста по античной литературе, мифологии, писателя, одного из образованнейших и глубоких мыслителей нашего времени - представляется своевременным и необходимым. Перед нами интересная и умная книга, которая будет с радостью воспринята всеми, кому дорога русская культура и культура вообще.



Кл.слова:
культура -- розвиток -- міфологія -- сучасна філософія

   Тип видання:   художня література   
13.

Гофман, Ернст.
Золотий горнець [Електронний ресурс] / Ернст Гофман. - Київ : Дніпро, 1976. - 366 с.. - (Вершини світового письменства ; т. 23)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


«Золотий горнець. Казка з нових часів» (нім. Der goldne Topf) — повість німецького письменника-романтика Ернста Теодора Амадея Гофмана. Вперше була опублікована 1814 року. Твір складається з дванадцяти вігілій, події відбуваються в Дрездені. Головний герой - студент теологічного факультету Анзельм. На вшестя (свято Вознесіння Ісуса Христа на небо), поспішаючи в таверну, він розчавив яблука старої торговки на базарі. Незважаючи на те, що Анзельм віддав їй всі свої гроші, бабця прокляла його. З цього часу і починаються його дивно-химерні пригоди.



Кл.слова:
романтизм -- німецька література

   Тип видання:   художня література   
14.

Д'Аннунцио, Габриеле.
Собрание сочинений [Електронний ресурс] : в 6 т. / Габриеле Д'Аннунцио. - Москва : Книговек, 2010

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Т. 1 : Наслаждение. Джованни Эпископо. Девственная земля. - 2010. - 529 с.

Т. 2 : Невинный. Сон весеннего утра. Сон осеннего вечера. Мертвый город. Джоконда. Новеллы. - 2010. - 561 с.

Т. 3 : Франческа да Римини. Слава. Дочь Иорио. Факел под мерой. Сильнее любви. Корабль. Новеллы. - 2010. - 721 с.

Т. 4 : Торжество смерти. Новеллы. - 2010. - 545 с.

Т. 5 : Девы скал. Огонь. - 2010. - 529 с.

Т. 6 : Может быть — да, может быть — нет. Леда без лебедя. Новеллы. Пескарские новеллы.


Габриэле Д’Аннунцио (настоящая фамилия Рапаньетта; 1863-1938) - итальянский писатель, поэт, драматург и политический деятель, оказавший сильное влияние на русских акмеистов. Произведения писателя пронизаны духом романтизма, героизма, эпикурейства, эротизма, патриотизма. К началу Первой мировой войны он был наиболее известным итальянским писателем в Европе и мире. В первый том Собрания сочинений вошел роман "Наслаждение", повесть "Джованни Эпископо" и сборник рассказов "Девственная земля".



Кл.слова:
італійська література -- поезія -- проза

   Тип видання:   наукове видання   
15.

Дашкевич, Н.
Из истории средневекового романтизма. Сказание о Св. Граале [Електронний ресурс] : исследование / Н. Дашкевич. - К. : Университетская типографія, 1877. - 235 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Сказания, легшие в основу бретонских романов и новейшие относительно них гипотезы.



Кл.слова:
Святий Грааль

   Тип видання:   науково-популярне видання   
16.
 


Дикки, Джон.
Cosa Nostra, история сицилийской мафии [Електронний ресурс] / Джон Дикки. - М. : Эксмо, 2007. - 539 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Книга Джона Дикки "Cosa Nostra: история сицилийской мафии" в настоящее время является самым объемным исследованием жизни тайного преступного сообщества Сицилии, переведенным на русский язык. Без налета кинемотографического романтизма описана ужасающая реальность преступной деятельности Коза Ностра на протяжении двух столетий: рэкет, торговля наркотиками, похищения и убийства невинных людей, политическая коррупция, террор. Мафия, описанная здесь, совсем не похожа на ее стилизованное отображение в фильмах и романах с мифами о "верности традициям" и благородстве "людей чести". Имя этой преступной организации давно стало нарицательным. Коза Ностра – не просто название, фактически это – криминальный бренд, олицетворение тайной власти, основанной на насилии и кровопролитии. Самая жестокая, самая неуловимая, самая эффективная преступная организация мира – такова сицилийская мафия, широко известная под именем Коза Ностра. Война с мафией, продолжающаяся почти двести лет, создала этой организации ореол неуязвимости, но, как показали события конца XX столетия, мафию все же возможно победить. Как мафия достигла своего могущества, чего она добивается и чьей поддержкой пользуется, каковы ее планы на будущее – обо всем этом рассказывается в уникальном исследовании Джона Дикки. Коза Ностре посвящено немало книг; тем не менее, работа Джона Дикки стоит особняком – до сих пор ничего подобного этой книге еще не было. Впервые под одной обложкой собраны все известные на сегодня сведения о Коза Ностре, все подробности жизни тайного преступного общества Сицилии: от мафиозного кодекса чести и обрядов посвящения до политической коррупции и деловых интересов мафиози, от методов управления этой криминальной организацией до «бизнес-модели», которой она придерживается. Если вы хотите узнать, какой мафия была и чем живет и дышит сегодня, составить представление о ее деятельности на протяжении двух столетий, понять, благодаря чему мафия добилась той степени влияния, которой она ныне обладает, тогда эта книга – для вас.



Кл.слова:
кримінал -- злочинність -- мафія

   Тип видання:   підручник   
17.

Дильтей, В.
Собрание сочинений [Електронний ресурс] : в 6 т. / В. Дильтей. - М. : Дом интеллектуальной книги, 2001

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Т. 3 : Построение исторического мира в науках о духе. - 2004. - 418 с.

Т. 4 : Герменевтика и теория литературы. - 2001. - 530 с.


Хотя в истории философии XX века Вильгельм Дильтей имеет устойчивую репутацию «классика герменевтики» как посредника между «традиционной герменевтикой» Шлейермахера и «философской герменевтикой» Гадамера, обсуждение этой темы занимает в его обширном наследии весьма скромное место, да и сам термин «герменевтика» встречается в его основных трудах довольно редко. Этот факт тем более удивителен, что уже в самом начале своей научной карьеры (в возрасте 27 лет) Дильтей подготовил подробнейшее исследование по истории герменевтики. Это исследование он представил в 1860 г. в качестве сочинения на конкурс, объявленный обществом Шлейермахера по теме -«осветить особые заслуги герменевтики Шлейермахера в сравнении с ранними трактовками этой науки, в особенности у Эрнести и Кайля». Конкурсное сочинение Дильтея «Герменевтическая система Шлейермахера в ее отличии от предшествующей протестантской герменевтики», открывающее настоящий том, содержит в первой части обстоятельный анализ правил понимания и интерпретации (в трудах Флация), выработанных протестантской герменевтикой в конфессиональных спорах о самодостаточности и общепонятности Священного Писания. Развитие герменевтической техники в эпоху Просвещения Дильтей рассматривает как исходный пункт герменевтики Шлейермахера, который переходил от формулировки правил грамматической и исторической интерпретации к систематическому исследованию самого процесса понимания. В контексте дискуссий немецкого идеализма и романтизма, влияние которых на становление теории Шлейермахера подробно раскрывает Дильтей, проблема постижения творческой индивидуальности приобретала решающее значение. С ней было связано и перенесение в герменевтике интереса толкователя с понимания отдельных мест текста на понимание целостного замысла автора. Грамматическая интерпретация подчинялась психологической, долженствующей прояснить генезис авторской идеи, а в ее перспективе детально реконструировать смысл всего произведения. Философские результаты, а вместе с тем и внутренние противоречия такого определения герменевтики Дильтей анализирует в ходе реконструкции теории Шлейермахера и ее применений к пониманию искусства, религии и истории философии. При жизни Дильтея его конкурсная работа осталась не напечатанной и увидела свет лишь столетие спустя после ее написания, в рамках нового издания Дильтеевой биографии Шлейермахера. При жизни Дильтей опубликовал лишь отрывки своего сочинения, самым важным из которых была его статья «Возникновение герменевтики» (1900). В этой статье он, правда, расширяет горизонт исторического рассмотрения, обращаясь к истокам теорий истолкования в античности и раннем христианстве. Здесь же, а особенно в рукописных дополнениях к статье, Дильтей дает набросок систематических задач герменевтики, определяемой им как составная часть логико-методологического обоснования гуманитарных наук. В анализе понимания должны быть обоснованы всеобщие принципы гуманитарных наук, оправдывающие значимость их познавательных результатов. При этом герменевтика выполняет функцию связующего звена между общефилософским прояснением отношения жизни и познания, с одной стороны, и практикой гуманитарных наук, с другой. Во второй части тома публикуются важнейшие работы Дильтея по теории литературы и эстетике. В работе «Воображение поэта. Элементы поэтики» (1887) исследуется центральная для философской концепции Дильтея тема связи индивидуального переживания и его выражения в формах культуры. Прообразом этой связи является процесс создания художественных образов, реализуемый поэтическим воображением. Дильтея интересует воображение как комплексный процесс, коренящийся в элементарных структурах психических актов и развивающийся в сложную систему зрительных и языковых образов, составляющих художественное произведение как культурный феномен. Правда первоначальная ориентация на постижение психической природы поэтического переживания уступает у него впоследствии место анализу выражений переживаний в языке и соответственно исследования процесса понимания этих выражений. Отчетливо этот переход от психологической эстетики к изучению историко-культурного бытия искусства наблюдается во «Фрагментах Поэтики» (1907-1908), которые Дильтей написал в ходе позднейшей переработки своей статьи о «Воображении поэта». Во фрагментах дается анализ «переживания» уже не как чисто психического феномена, а как одного из аспектов формирования «значений» целостной культурно-исторической жизни, образующих почву и материал поэтического творчества. Поэтика, понятая как осмысление связи переживания и выражений, приобретает, таким образом, парадигмальный характер для всей системы гуманитарных наук, призванных артикулировать историческое самосознание человека. Работа «Три эпохи новой эстетики и ее сегодняшняя задача» (1892) фокусирует историческое понимание искусства в проблеме определения стилевых особенностей искусства XIX века, пронизанного тенденциями историзма и натурализма. Дильтей разбирает основные этапы развития эстетики в эпоху Нового времени под углом зрения связи эстетики с художественной критикой и публикой. Результаты этой исторической ретроспективы ложатся в основу наброска теории искусства, цель которой примирить сознание исторической относительности художественной техники с универсальным значением художественного творчества.



Кл.слова:
герменевтика -- психологія -- естетика -- поетика

   Тип видання:   методичний посібник   
18.

Дорохова, М. А.
История культуры [Електронний ресурс] : шпаргалка / М. А. Дорохова. - М. : Эксмо, 2008. - 32 с.

Рубрики:
  

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Информативные ответы на все вопросы курса «История культуры» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.



Кл.слова:
класицизм -- романтизм -- модернізм

   Тип видання:   художня література   
19.
 


Жене, Жан.
Строгий надзор. Служанки. Балкон. Ширмы [Електронний ресурс] / Жан Жене. - Москва : Флюид, 2011. - 512 с.. - (Театральная линия)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Свой первый роман, "Богоматерь цветов", Жан Жене написал в тюрьме. Книгу заметили и высоко оценили такие литературные мэтры, как Сартр, Селин, Набоков, Берроуз, Мориак. Как и последующие поколения читателей, они увидели в творчестве Жене не эпатаж, а предельную честность, услышали идущую от сердца чистую и искреннюю интонацию и крик истерзанной души. Лучшие черты творчества Жене нашли отражение в произведениях, написанных для театра. Трагизм здесь тесно переплетен с обыденностью, романтизм - с площадной грубостью, полет фантазии - с достоверностью. Пьесы Жана Жене уже многие десятилетия не сходят с лучших сцен мира.



Кл.слова:
драматургія -- французька література

   Тип видання:   науково-популярне видання   
20.
 


Забужко, Оксана.
Шевченків міф України [Електронний ресурс] : спроба філософського аналізу / Оксана Забужко. - 4-е вид.. - К. : Факт, 2009. - 148 с.. - (Висока полиця)

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


У чому все-таки причина дотеперішньої загадкової абсо лютности постаті Шевченка в українській духовній культурі? На який образ-себе запрограмував він Україну своїм міфом, у культурі Нового Часу типологічно найближчим до дантін- ського? Які метафізичні смисли земної історії чаяться зашифрованими в Шевченковому тексті, коли підходити до нього з ключем не тільки християнської філософії та європейського романтизму, а й традиційної української демонології? Чи існує в історії «національна» версія християнської есхатології — колективного гріха й колективної покути? На ці та інші питання шукає відповіді Оксана Забужко в своїй книжці, котра стала однією з найголосніших подій сучасної української гуманітаристики.



Кл.слова:
українська література -- літературознавство -- національний символ
...
 

Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського