Бази даних

Наукова електронна бібліотека - результати пошуку

Mozilla Firefox Для швидкої роботи та реалізації всіх функціональних можливостей пошукової системи використовуйте браузер
"Mozilla Firefox"

Вид пошуку
у знайденому
Сортувати знайдені документи за:
авторомназвоюроком видання
Формат представлення знайдених документів:
повнийстислий
 Знайдено в інших БД:Віртуальна довідка (20)Тематичний інтернет-навігатор (29)Автореферати дисертацій (386)Реферативна база даних (3473)Книжкові видання та компакт-диски (1330)Журнали та продовжувані видання (85)
Пошуковий запит: (<.>K=ТЕХНІЧНА$<.>+<.>K=ЕСТЕТИК$<.>)
Загальна кількість знайдених документів : 123
Представлено документи з 1 до 20
...

   Тип видання:   довідник   
1.

Карабан, В'ячеслав Іванович.
Посібник-довідник з перекладу англійської наукової і технічної літератури на українську мову [Електронний ресурс] / В. І. Карабан. - К. : Tempus, 1997. - 320 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Ч. 1 : Граматичні труднощі


Посібник є першою спробою створення навчально-довідкової книги з граматичних проблем перекладу англійської наукової і технічної літератури українською мовою. Він побудований за функціонально-синтаксичним принципом і охоплює всі основні складні випадки передачі граматичних елементів, форм та конструкцій. 317 сторінок.



Кл.слова:
перекладознавство -- технічна література -- наукова література

   Тип видання:   наукове видання   
2.


История уродства [Електронний ресурс] / под ред. У. Эко. - М. : Слово, 2007. - 456 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В этой книге Умберто Эко обращается к феномену безобразного, которое чаще всего рассматривали как противоположность прекрасному, но подробно никогда не исследовали. Однако безобразие – понятие гораздо более сложное, чем простое отрицание различных форм красоты. Всегда ли уродство символизирует зло? Почему на протяжении многих веков философы, художники, писатели неизменно обращались к отклонениям от нормы, диспропорциям, изображали козни дьявола, ужасы преисподней, страдания мучеников и трагизм Страшного суда? Что хотели они сказать своими произведениями? Как реагировали на них современники и как сегодня воспринимаем эти произведения мы? Автор анализирует все эти проблемы, иллюстрируя свой рассказ философскими и литературными текстами, строками поэзии, примерами из живописи, скульптуры, кинематографа. В результате уродство предстает здесь как человеческая драма. Эта книга понравится и поклонникам Умберто Эко, и всем, кто интересуется культурой и искусством.



Кл.слова:
зовнішність -- потворність -- естетика -- мистецтво

   Тип видання:   науково-популярне видання   
3.


История красоты [Електронний ресурс] / под ред. У. Эко. - М. : Слово, 2005. - 440 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Книга посвящена вопросу, всегда волновавшему художников, философов, ученых, поэтов: что такое красота? В разные эпохи на него отвечали по-разному, а порой и в рамках одной культуры разные концепции красоты вступали между собой в противоречие. Читатель узнает, как на протяжении веков менялось отношение человека к красоте природы, женского и мужского тела, чисел, звезд, драгоценных камней, одежды, Бога и Дьявола. Авторские размышления дополняются высказываниями знаменитых философов, поэтов, писателей. Книгу иллюстрируют примеры из живописи, архитектуры, скульптуры, а также кино, телевидения и даже рекламы. Эта книга не оставит равнодушными поклонников Умберто Эко, равно как и тех, кто интересуется искусством.



Кл.слова:
зовнішність -- краса -- естетика -- мистецтво

   Тип видання:   словник   
4.

Голованов, Николай Алексеевич.
Современный англо-русский словарь компьютерных технологий [Електронний ресурс] / Н. А. Голованов. - М. : Бук-пресс, 2006. - 528 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Словарь содержит определения более 30000 основных терминов и словосочетаний, относящихся к следующим темам: общие сведения об информации, данных и их обработке; типы, модели, архитектура и основные параметры ЭВМ; внешние устройства; операционные системы; методология, языки и системы программирования; базы данных и знаний; мультимедиа; работа с вычислительной системой и пользовательский интерфейс; сети ЭВМ и средства компьютерного общения. При отборе материалов составитель ориентировался в основном на пользователей IBM-совместимых персональных компьютеров, работающих с наиболее популярными приложениями операционной системы Windows.



Кл.слова:
комп'ютерний термін -- технічна термінологія

   Тип видання:   словник   
5.


Новый политехнический словарь [Електронний ресурс] / гл. ред. А. Ю. Ишлинский. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. - 672 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Новый политехнический словарь - общедоступное справочно-энциклопедическое издание. Содержит свыше 10 000 статей, в которых в сжатой форме даются объяснения понятий и терминов по различным отраслям техники и некоторым естественным наукам (физике, химии, математике и др.), дополняемые описаниями процессов, машин, устройств, материалов, законов и т.п., примерами их назначения или области применения. Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся техникой; справочно-терминологический характер статей делает его полезным для специалистов.



Кл.слова:
наукова термінологія -- технічна термінологія

   Тип видання:   підручник   
6.

Адорно, Т. В.
Теорія естетики [Електронний ресурс] / Т. В. Адорно. - К. : Основи, 2002. - 518 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


"Теорія естетики" видатного німецького філософа. соціолога та музикознавця Теодора Адорно (1903-1969) не менш суперечлива й певною мірою парадоксальна. ніж світ, у якому ми живемо. Автор поєднує найвищий ідеалізм із суто догматичним матеріалізмом та детермінізмом. Попри неактуальну нині полемічну спрямованість і свій характер "речі в собі". твір буде цікавий усім, хто прагне збагнути незбагненне, наблизитись до розуміння тієї великої загадки, яку називають мистецтвом.



Кл.слова:
матеріалізм -- ідеалізм -- детермінізм

   Тип видання:   словник   
7.

Циммерман, М.
Русско-английский научно-технический словарь переводчика [Електронний ресурс] / М. Циммерман, К. Веденеева. - М. : Наука, 1991. - 996 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Словарь переводчиков научно-технической литературы, охватывает свыше 20 тыс. терминов. Наглядно и полно показывает широкие сочетаемостные возможности лексико-терминологического массива



Кл.слова:
російська мова -- англійська мова -- наукова термінологія -- технічна термінологія -- переклад -- професіоналізм

   Тип видання:   словник   
8.


Итальянско-русский, русско-итальянский словарь [Електронний ресурс] / уклад. О. В. Дмитрієв, В. Г. Степенко. - К. ; Ірпінь : Перун, 2002. - 576 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Словник містить близько 42 000 найбільш уживаних слів і словосполучень італійської та російської мов. Широко представлена суспільно-політична, науково-технічна, літературна та розмовна лексика. Призначений для учнів старших класів, викладачів, слухачів курсів іноземних мов, студентів, аспірантів та осіб, що вивчають італійську мову самостійно.



Кл.слова:
переклад -- слово -- правопис

   Тип видання:   наукове видання   
9.

Киркегор, С.
Наслаждение и долг [Електронний ресурс] : пер. с дат. / С. Киркегор. - К. : AirLand, 1994. - 496 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Предлагаемые три произведения: «Афоризмы Эстетика», «Дневник Обольстителя», «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал» датского писателя Сёрена Киркегора взяты из его замечательного сочинения "Одно из двух" состоящего из двух частей, прямо противоположных между собой по содержанию; первая часть — чисто эстетического, а вторая — строго этического характера. Названное сочинение вышло в 1843 году под псевдонимом Виктор Эремит, но в предисловии было сказано, что последний является лишь издателем, а не автором, так как все статьи, составляющие предлагаемое сочинение, найдены им в бумагах одного приятеля и принадлежат, как видно, перу двух разных лиц, из которых одно — эстетик — дало материал для первой части, а другое — этик — для второй. В виду того, что «Афоризмы Эстетика» и «Дневник Обольстителя» — отдельные статьи первой, а «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал» — одна из статей второй части, наметим вкратце общее содержание обеих частей. Все восемь статей первой части проникнуты мировоззрением эстетика, признающего один культ красоты и наслаждения, и бросающегося, отыскивая их, во все стороны. Ни одна из прекрасных, интересных сторон жизни не ускользает от него; музыка (статья «Моцартовский Дон Жуан»), поэзия и театр (статья «Софокл и Шекспир»), любовь и женщины («Дневник Обольстителя») — все служит ему материалом. «Афоризмы эстетика», справедливо считающиеся жемчужинами датской литературы, служат как бы прелюдией ко всей первой части, отражая в себе различные, быстро сменяющиеся в душе эстетика настроения. «Дневник...» же дает понятие о самых попытках эстетика жить исключительно эстетической жизнью. Вторая часть является выражением взглядов строгого этика, жреца культа нравственности и долга, и состоит из трех статей: «О браке»; «Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал»; «О греховности человеческой». Помещаемая здесь вторая из них является полнейшим контрастом «Дневнику Обольстителя», так как содержит систематическую с точки зрения логики и нравственности проверку миросозерцания эстетика Главное значение этой статьи, так же, как и всей вообще литературной деятельности Киркегора, в том, что автор заставляет читателя не только объективно проследить обмен мыслей между двумя последователями различных направлений в жизни, но также принять в их споре личное участие, согласиться с необходимостью «выбора» и проникнуться сознанием той ответственности, какую этот выбор на них налагает.



Кл.слова:
естетика -- етика -- філософія

   Тип видання:   наукове видання   
10.

Бёрк, Э.
Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного [Електронний ресурс] / Э. Бёрк. - М. : Искусство, 1979. - 238 с.. - (История эстетики в памятниках и документах)

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Предлагаемый трактат — основное философское произведение крупнейшего представителя сенсуалистско-материалистической тенденции английской эстетике XVIΙΙ века Эдмунда Бёрка. В свое время необычайно популярное оно оказало большое воздействие на немецкую эстетику в лице таких ее выдающихся представителей, как Лессинг, Гердер, Кант. К этому произведению прилагаются материалы из "Записной книжки" молодого Берка. Это одновременно и остроумные зарисовки нравов тогдашнего английского высшего света и философские обобщения, которые позволяют проследить процесс становления эстетических позиции Бёрка. Исходным пунктом эстетической системы Бёрка было противопоставление возвышенного и прекрасного. Согласно Бёрку, эстетический вкус имеет много общего с ощущениями, получаемыми органами чувств из внешнего мира (или «внешними чувствами», по терминологии Бёрка). В особенности же велико сходство между эстетическим вкусом и обычными вкусовыми ощущениями, поэтому не случайно для обозначения этих двух способностей используется одно и то же слово «вкус» («taste»). «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» («А Philosophical Enquiry into the Origin of our Ideas of the Sublime and Beautiful») увидело свет в 1757 г. и приобрело очень скоро широкую известность. В начале 1759 г. книга Бёрка вышла вторым изданием. В качестве введения в нее был включен новый раздел, посвященный проблеме эстетического вкуса («On Taste»). Затем на протяжении тридцати лет книга переиздавалась десять раз, примерно каждые три года, так что ее смело можно назвать одним из бестселлеров второй половины XVIII века.



Кл.слова:
естетика -- смак

   Тип видання:   підручник   
11.

Лоу, С.
Философские истории [Електронний ресурс] : пер. с англ. / С. Лоу. - М. : АСТ : Хранитель, 2007. - 280 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В книге Стивена Лоу представлен очень широкий круг философских проблем — от вопроса о происхождении Вселенной до проблем морали и эстетики. Более того, анг­лийский автор включает в число философских такие проблемы, которые в отечественной философской литературе никогда не рассматривались, например, проблему го­мосексуализма или вопрос о том, не безнравственно ли употреблять в пищу мясо. Однако это отнюдь не главное достоинство его книги. Гораздо важнее то, что философским проблемам он умеет придать конкретную живую форму, умеет показать, в каком виде они предстают в нашей повседневной жизни. Скажем, философский вопрос о природе и сущности сознания он обсуждает в виде вопросов о том, может ли машина мыслить, что такое душа, как мое личное «Я» связано с моим телом и мозгом. Свойства времени рассматриваются в связи с вопросом о возможности создания машины времени. Говоря о природе морали, автор ставит перед читателем вопрос: допустимо ли убить невинного человека ради спасения жизни другого человека? Особую привлекательность придает книге Лоу его манера изложения — свободная и предельно простая. Как правило, автор использует диалог, участники которого пред­ставляют разные позиции по обсуждаемому вопросу, критикуют друг друга, отвечают на возражения, ищут аргументы в защиту своей позиции. Споры персонажей книги дают представление о реальных трудностях в решении рассматриваемых философских проблем, о различных подходах к их решению, высказанных в философской лите­ратуре, о трудностях, с которыми сталкиваются те или иные решения. PS. На мой взгляд книга действительно поможет детям (и их родителям) понять логику обсуждения философских вопросов. Несмотря на "несерьезность" книги, преподавателям философии она позволит набрать множество примеров, а их ученикам лучше разобраться в философском материале. Попозже выложу и "Философсикй тренинг" того же автора.



Кл.слова:
Всесвіт -- мораль -- естетика

   Тип видання:   зб. статей   
Категорія: Транспорт   
12.

"АВІА-2009", міжнародна науково-технічна конференція (9 ; 2009 ; Київ).
Матеріали ІХ міжнародної науково-практичної конференції "Авіа-2009", 21-23 вересня [Електронний ресурс] : в 3 т. / "АВІА-2009", міжнародна науково-технічна конференція (9 ; 2009 ; Київ). - К. : [Б. в.], 2009

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Т. 2. - 692 с.




Кл.слова:
радіоелектроніка -- елетротехніка

   Тип видання:   довідник   
13.

Зыков, А. К.
Паровые и водогрейные котлы [Електронний ресурс] : справочное пособие / А. К. Зыков. - М. : Энергоатомиздат, 1987. - 129 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В книге приведены технические характеристики современных паровых и водогрейных котлов, выпускаемых отечественным энергомашиностроением для промышленных предприятий, отопительных котельных, агропромышленных комплексов, рассмотренно котельно-вспомогательное оборудование. Даны сведения об унифицированных ситемах автоматики типа АМК и КУРС.



Кл.слова:
технічна характеристика -- котельне обладнання

   Тип видання:   монографія   
14.

Вєтров, І. Г.
Червона армія і рейхсвер [Електронний ресурс] : військово-технічна співпраця у 1922-1933 рр. / І. Г. Вєтров, О. Шевченко. - К. : Генеза, 2008. - 248 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


У монографії на основі системного аналізу широкої джерельної бази та наукової літератури досліджуються та аналізуються основні напрями, форми, наслідки військово-технічного співробітництва СРСР та Веймарської республіки у 1922-1933 рр, періоду, що і на сьогоднішній день залишається найменш дослідженим у історіографії радянсько-німецьких військово-політичних зв'язків 1-ої пол. 20 ст. Детально прослідковуються й висвітлюються деякі закономірності та особливості співробітництва, завдяки яким в обох країнах відбудовувався і розвивався військовий потенціал. Характеризуються зовнішньополітичні фактори, які обумовили розвиток військового співробітництва між країнами з урахуванням міжнародної ситуації та внутрішніх соціальних і політичних факторів



Кл.слова:
військове співробітництво -- тоталітаризм

   Тип видання:   наукове видання   
15.

Кант, І.
Естетика [Електронний ресурс] : пер. с нем. / І. Кант. - Л. : Аверс, 2007. - 360 с.

Рубрики:

Географічні рубрики:
  

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Проблеми філософсько-естетичної спадщини І. Канта не втрачають свого значення і зараз. Сьогодні нам особливо близькі думки філософа про гуманістичному зміст естетичного ідеалу, про красу як «символ моральності» і «вільної гри» душевних сил людини як основі естетичної насолоди, про роль людського спілкування у пробудженні інтересу до прекрасного, про моральний значенні естетичного сприйняття природи та ін . Не маючи перекладів творів Канта на українську мову, ми маємо тим не менше свідчення досить широкого засвоєння його ідей діячами української культури. Вже з самого початку XIX ст. естетику в Харківському університеті викладають професора, близько знайомі з поглядами Канта. Так, явний вплив кантівської естетики простежується в підручнику харківського професора Л. Якоба. Почавшись у період становлення в Україні естетики як самостійної галузі філософських знань та академічної дисципліни, знайомство з Кантом залишається і далі необхідним елементом освіченості. Серед тих, хто висловлює оригінальні судження щодо кантівської філософії, не тільки фахівці-філософи, а й письменники, громадські діячі - І. Я. Франка, П. А. Грабовський.



Кл.слова:
філософія

   Тип видання:   монографія   
16.

Панашенко., В. В.
Палеографія українського скоропису другої половини XVII ст. [Електронний ресурс] / В. В. Панашенко.. - К. : Наукова думка, 1974. - 111 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


Одне з найцікавіших і найглибших досліджень естетики українського скоропису. Автор аналізує і порівнює написання окремих літер впродовж XVII століття, досліджує манір та декоративне забарвлення давнього українського письма.



Кл.слова:
письмо -- рукопис

   Тип видання:   зб. статей   
17.

Потебня, О. О.
Естетика і поетика слова [Електронний ресурс] : збірник / О. О. Потебня. - К. : Мистецтво, 1985. - 302 с.. - (Пам'ятки естетичної думки)

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


До збірника включено статті та фрагменти з творів і лекцій видатного мислителя-вченого, який зробив великий внесок у розвиток багатьох галузей гуманітарних знань — мовознавства, фольклористики, літературознавства, естетики та психології творчості, а його ідеї справили значний вплив на розвиток вітчизняної естетичної думки і мистецтвознавства. Розраховано на широкі кола читачів, які цікавляться питаннями теорії мистецтва, естетики, психології творчості, фольклористики та філології.



Кл.слова:
література -- мовознавство

   Тип видання:   довідник   
18.


Общетехнический справочник [Електронний ресурс] / под общ. ред. Е. А. Скороходова. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М. : Машиностроение, 1989. - 512 с.. - (Серия справочников для рабочих)

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В справочнике приведены сведения по математике, технической механике, электротехнике, материалам в машиностроении, деталям машин, допускам, посадкам и техническим измерениям. Справочник предназначен для мастеров и квалифицированных рабочих всех профессий.



Кл.слова:
математика -- технічна механіка -- електротехніка

   Тип видання:   монографія   
19.

Вейдле, В. В.
Умирание искусства [Електронний ресурс] / В. В. Вейдле. - М. : Республика, 2001. - 447 с.

Рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ


В.Вейдле (1895-1979) - известный писатель и историк культуры первой русской эмиграции. Его высоко ценили не только И.Бунин, Б.Зайцев, В.Ходасевич, но и западные поэты и мыслители - П.Клодель, Э.Ауэрбах и др. Эрудит, блестяще владевший четырьмя языками, он отличался оригинальностью, остротой и резкостью своих суждений об искусстве, литературе, обществе. В настоящем сборнике отечественный читатель познакомится с наиболее значительными сочинениями В.Вейдле: «Умирание искусства» (1937), «Рим: Из бесед о городах Италии», статьями разных лет о русской и западной культуре XIX - XX вв. Для тех, кто интересуется вопросами эстетики, философии и культуры.



Кл.слова:
Мистецтво -- філософія -- культура -- естетика

   Тип видання:   підручник   
20.

Дильтей, В.
Собрание сочинений [Електронний ресурс] : в 6 т. / В. Дильтей. - М. : Дом интеллектуальной книги, 2001

Рубрики:

Географічні рубрики:

  Повний текст доступний у читальних залах НБУВ

Т. 3 : Построение исторического мира в науках о духе. - 2004. - 418 с.

Т. 4 : Герменевтика и теория литературы. - 2001. - 530 с.


Хотя в истории философии XX века Вильгельм Дильтей имеет устойчивую репутацию «классика герменевтики» как посредника между «традиционной герменевтикой» Шлейермахера и «философской герменевтикой» Гадамера, обсуждение этой темы занимает в его обширном наследии весьма скромное место, да и сам термин «герменевтика» встречается в его основных трудах довольно редко. Этот факт тем более удивителен, что уже в самом начале своей научной карьеры (в возрасте 27 лет) Дильтей подготовил подробнейшее исследование по истории герменевтики. Это исследование он представил в 1860 г. в качестве сочинения на конкурс, объявленный обществом Шлейермахера по теме -«осветить особые заслуги герменевтики Шлейермахера в сравнении с ранними трактовками этой науки, в особенности у Эрнести и Кайля». Конкурсное сочинение Дильтея «Герменевтическая система Шлейермахера в ее отличии от предшествующей протестантской герменевтики», открывающее настоящий том, содержит в первой части обстоятельный анализ правил понимания и интерпретации (в трудах Флация), выработанных протестантской герменевтикой в конфессиональных спорах о самодостаточности и общепонятности Священного Писания. Развитие герменевтической техники в эпоху Просвещения Дильтей рассматривает как исходный пункт герменевтики Шлейермахера, который переходил от формулировки правил грамматической и исторической интерпретации к систематическому исследованию самого процесса понимания. В контексте дискуссий немецкого идеализма и романтизма, влияние которых на становление теории Шлейермахера подробно раскрывает Дильтей, проблема постижения творческой индивидуальности приобретала решающее значение. С ней было связано и перенесение в герменевтике интереса толкователя с понимания отдельных мест текста на понимание целостного замысла автора. Грамматическая интерпретация подчинялась психологической, долженствующей прояснить генезис авторской идеи, а в ее перспективе детально реконструировать смысл всего произведения. Философские результаты, а вместе с тем и внутренние противоречия такого определения герменевтики Дильтей анализирует в ходе реконструкции теории Шлейермахера и ее применений к пониманию искусства, религии и истории философии. При жизни Дильтея его конкурсная работа осталась не напечатанной и увидела свет лишь столетие спустя после ее написания, в рамках нового издания Дильтеевой биографии Шлейермахера. При жизни Дильтей опубликовал лишь отрывки своего сочинения, самым важным из которых была его статья «Возникновение герменевтики» (1900). В этой статье он, правда, расширяет горизонт исторического рассмотрения, обращаясь к истокам теорий истолкования в античности и раннем христианстве. Здесь же, а особенно в рукописных дополнениях к статье, Дильтей дает набросок систематических задач герменевтики, определяемой им как составная часть логико-методологического обоснования гуманитарных наук. В анализе понимания должны быть обоснованы всеобщие принципы гуманитарных наук, оправдывающие значимость их познавательных результатов. При этом герменевтика выполняет функцию связующего звена между общефилософским прояснением отношения жизни и познания, с одной стороны, и практикой гуманитарных наук, с другой. Во второй части тома публикуются важнейшие работы Дильтея по теории литературы и эстетике. В работе «Воображение поэта. Элементы поэтики» (1887) исследуется центральная для философской концепции Дильтея тема связи индивидуального переживания и его выражения в формах культуры. Прообразом этой связи является процесс создания художественных образов, реализуемый поэтическим воображением. Дильтея интересует воображение как комплексный процесс, коренящийся в элементарных структурах психических актов и развивающийся в сложную систему зрительных и языковых образов, составляющих художественное произведение как культурный феномен. Правда первоначальная ориентация на постижение психической природы поэтического переживания уступает у него впоследствии место анализу выражений переживаний в языке и соответственно исследования процесса понимания этих выражений. Отчетливо этот переход от психологической эстетики к изучению историко-культурного бытия искусства наблюдается во «Фрагментах Поэтики» (1907-1908), которые Дильтей написал в ходе позднейшей переработки своей статьи о «Воображении поэта». Во фрагментах дается анализ «переживания» уже не как чисто психического феномена, а как одного из аспектов формирования «значений» целостной культурно-исторической жизни, образующих почву и материал поэтического творчества. Поэтика, понятая как осмысление связи переживания и выражений, приобретает, таким образом, парадигмальный характер для всей системы гуманитарных наук, призванных артикулировать историческое самосознание человека. Работа «Три эпохи новой эстетики и ее сегодняшняя задача» (1892) фокусирует историческое понимание искусства в проблеме определения стилевых особенностей искусства XIX века, пронизанного тенденциями историзма и натурализма. Дильтей разбирает основные этапы развития эстетики в эпоху Нового времени под углом зрения связи эстетики с художественной критикой и публикой. Результаты этой исторической ретроспективы ложатся в основу наброска теории искусства, цель которой примирить сознание исторической относительности художественной техники с универсальным значением художественного творчества.



Кл.слова:
герменевтика -- психологія -- естетика -- поетика
...
 

Всі права захищені © Національна бібліотека України імені В. І. Вернадського